Вчерашний трейлер «Игры престолов» вновь навёл меня на мысль, которая вертится в голове уже несколько лет. Речь, конечно же, о спойлерах.
С появлением соцсетей зрители всячески избегают деталей сюжета до просмотра, и Голливуд увидел в этой боязни маркетинговый ход. Раньше считалось, что фильм ждёт неудача, если трейлер неинформативный, а критикам запрещено публиковать рецензии вплоть до релиза – но теперь всё не так однозначно.
Например, Disney намеренно не раскрывают сюжет в трейлерах «Звёздных войн» и фильмов MARVEL, делая вид, что заботятся о зрителях. Отчасти так и есть, да и сами зрители не против. Кто-то даже не смотрит трейлеры из принципа.
Этот приём зачастую работает на вау-эффект, который возникает при первом просмотре и исчезает при повторном. Можно вспомнить «Гражданскую войну» и те же «Звёздные войны» Абрамса: многих поразил твист с Баки в первом случае и дух 80-х во втором, но при пересмотре выявились существенные недостатки, которые в кинотеатре мало кто заметил – все были удивлены происходящим на экране и в особенности тем, что не попало в трейлеры.
Впрочем, это были хорошие фильмы. Бывают и случаи, когда студия по-прежнему прячет твисты и ставит эмбарго на рецензии, но отзывы в итоге далеки от восторгов даже после первого уикэнда. Недавние примеры – «Изгой-один», «Последние джедаи» и даже «Лига справедливости» (в роликах не было Супермена!). Выходит, иногда невозможно понять, что именно скрывает реклама – интересный сюжет или недостатки фильма (или всё сразу?).
Кинокомпании от этого, само собой, только выигрывают. HBO уже несколько лет не показывают критикам первые серии самых слабых, по мнению многих, сезонов «Игры престолов», а Disney разрешили прессе писать про «Капитана Марвел» лишь за два дня до проката – и отзывы оставляют желать лучшего.
По иронии судьбы, индустрия нащупала главную слабость зрителей и обернула её против них, превратив скучные промо и поздние рецензии из тревожного звоночка в обычный тренд.
Лично я вижу лишь один выход – окончательно уяснить, что в кино и сериалах важны не внезапные повороты, а авторское исполнение. Станут ли хуже «Бойцовский клуб» или второй сезон «Мистера Робота», если знать их твисты заранее? Ни на йоту.
P.S. Всё равно не желаю ничего знать о новых «Мстителях».